Социальная адаптация

Цели и задачи в реабилитации детей инвалидов.

Отношение к детям, физическое и умственное состояние которых обусловливает необходимость повышенного к ним внимания, наряду с отношением к пожилым людям во многом свидетельствуют о состоянии развития общества, наиболее точно характеризуют уровень его культуры.

Среди многочисленных проблем детства в наше время особую остроту приобретают проблемы детей-инвалидов, которые без проведения комплекса соответствующих мер не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, реализовать себя в предстоящей взрослой жизни.

Инвалидность значительно ограничивает жизнедеятельность детей, приводя к социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, в основном строится на медицинской модели инвалидности, в соответствии, с которой инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своей неполноценности по сравнению с другими детьми. Медицинская модель определяет и методику работы с инвалидом, которая имеет покровительственный, опекающий характер и предполагает лечение, создание служб, обеспечивающих существование человека в условиях современной действитель-ности. Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка-инвалида от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих жизненных позиций. Таким образом, данный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка.

Детская инвалидность не ограничивается медицинской стороной, она в гораздо большей степени является социальной проблемой, главные аспекты которой заключаются в нарушении связи ребенка с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Это является следствием не только объективного фактора – состояния физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания в отношении детей-инвалидов.

Однако ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Необходимо помнить, что он – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. И государство призвано, не просто предоставить ребенку-инвалиду определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и максимально нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной адаптации, реабилитации и индивидуального развития.

Очевидно, что необходимая профессиональная помощь, оказываемая детям-инвалидам специалистами, должна быть комплексной, затрагивать все сферы жизни таких детей.

Предназначение данных технологий – помочь ребенку-инвалиду освоить и развивать< коммуникативные навыки и способности, необходимые для его адаптации и интеграции в общественную жизнь. При этом следует подчеркнуть особую роль положительной эмоциональной окраски общения с этими людьми. Здесь необходим поиск «золотой середины» – равного, доброжелательного тона, исключающего крайности в виде наигранного оптимизма, либо чрезмерного сочувствия и жалости. Необходимо выбрать и предложить ребенку-инвалиду такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с художественным, прикладным и техническим творчеством.

Главной целью культурно-досуговой деятельности в сфере реабилитации детей- инвалидов является самореализация человека, его творческих сил, необходимых для жизнедеятельности. Творчество может служить эффективной сферой духовного возвышения человека с ограниченными возможностями, его нравственного и эстетического совершенствования.

Реабилитация, социальная адаптация и формирование независимого образа жизни инвалидов представляют собой многогранный процесс. Его успешность в значительной степени зависит от участия в нем специалистов смежных сфер (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации.

Главными целями и задачами реабилитационной работы являются:

− полное или частичное восстановление (компенсацию) той или иной утраченной функции жизнедеятельности организма или возможное замедление ухудшения состояния здоровья;

− повышение уровня психического здоровья, адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности;

− овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получение образования, развитие творческого потенциала;

− профессиональная ориентация и дальнейшее трудоустройство.

Реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях заболевания, в связи с чем отметим важность такой социальной технологии как диагностика. Процесс этот должен осуществляться непрерывно до достижения максимального восстановления или компенсации нарушенных функций.

Понимание социальной реабилитации прошло достаточно содержательный путь развития, постепенно перейдя от преобладания медицинского подхода к социальной модели, в рамках которой социальная реабилитация рассматривается не только как восстановление трудоспособности, но как восстановление всех социальных способностей индивида.

Реабилитационная деятельность не может ограничиваться оказанием врачебной помощи, она должна включать в себя мероприятия, призванные сократить последствия нарушений здоровья и позволить ребенку-инвалиду полностью интегрироваться в общество. Сущность реабилитации – восстановление или создание возможностей для социального функционирования и развития при том состоянии здоровья, которое имеет ребенок с ограничениями после медицинской компенсации и коррекции дефекта.

На сегодняшний момент под социальной реабилитацией подразумевается процесс, имеющий целью предоставить инвалидам возможность достичь оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, тем самым предоставляя им средства, призванные изменить их жизнь и расширить рамки их независимости. Реабилитация направлена на то, чтобы помочь ребенку с ограниченными возможностями не только приспособиться к окружающей его среде, но и оказывать воздействие на непосредственное его окружение и общество в целом, что облегчает его интеграцию в социум. Согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, «необходимо изменить общество, с тем чтобы создать условия для инвалидов, а не изменять индивидуума, имеющего инвалидность, с тем чтобы приспособить его к жизни общества».

Однако весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию. В этом аспекте нужно констатировать, что дети с ограниченными возможностями являются не только объектом реабилитационного процесса. Они должны являться и признаваться полноправными участниками этой деятельности, субъектом социальной реабилитации, успех которой в значительной мере зависит от степени глубины их установки на восстановление действенной социальной роли, а отсутствие сотрудничества может минимизировать эффективность социальной реабилитации или сделать ее совершенно невозможной.

В настоящее время под влиянием зарубежного опыта актуализируются ценности инклюзивного образования детей с инвалидностью, хотя общественное мнение по этому сложному вопросу далеко не однородно. Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями необходимо формировать в обществе, прежде всего, у подрастающего поколения нормальное отношение к сверстникам, имеющим инвалидность; развивать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые дети и дети с различными отклонениями; совершенствовать законодательную базу в области оказания помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям; развивать социальную инфраструктуру обслуживания людей с ограниченными возможностями. Комплекс проблем социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями решается усилиями всего общества и государства, направленных на создание равных возможностей для всех детей.

 

 Председатель ЦДИ               Рольщикова Л.В.

143987, М.О. г. Балашиха, мкр. Железнодорожный, ул. Пионерская, дом 18А
+7 495 527 54 05